2 квартал 140080 Россия, Московская область, Лыткарино +7 499 390 42 37

Как использовать прогулку с ребенком для развития его наблюдательности

 

Молодые родители знают, что здоровье ребенка требует прогулок на свежем воздухе каждый день. Так советуют врачи. Но вот использовать время прогулки с пользой для воспитания умеет не каждый. Очень часто приходится видеть, как папа ведет сынишку за руку и курит. Молодая мама везет колясочку с двухгодичной дочкой и без умолку болтает целый час по телефону. «Погуляв» так, дети, как правило, начинают капризничать, хныкать, куда-то тянуть родителей. И тут на ребенка обрушивается гнев взрослого! Как он смеет мешать мне говорить по телефону? Что за капризы? Начинаются крики, детский плач, угрозы, а иногда и шлепки по попе. Прогулка испорчена.

Прогулка с детьми

Как использовать прогулку с пользой?

Не стоит винить в таком случае «капризных» детей. Необходимо проанализировать, в первую очередь, поведение родителей. Врачи ведь рекомендуют прогулки не только для того, чтобы дети подышали свежим воздухом. Дети — не старики, которые могут долго молчать, погруженные в свои раздумья и воспоминания. Ребятишки выходят на улицу, чтобы открыть для себя этот многообразный мир: природу, людей, предметы. Задача взрослых — помочь им в этом, развить наблюдательность, любознательность, привить интерес к сопоставлению предметов окружающего мира.

Выходя из дому, неплохо обсудить с ребенком план прогулки, договориться о том, где и сколько времени вы будете гулять. Тогда, скорее всего, удастся избежать многих капризов: «пойдем туда», «давай еще». Можно будет просто напомнить, о чем договаривались перед прогулкой, показать на часы и объяснить, что время на прогулку уже заканчивается, необходимо сделать то и то, а слово и договоры нарушать нельзя.

Время прогулки же следует использовать для вашего ребенка. Само слово «использовать» происходит от слова «польза», «полезный». Если вы знаете, чего хотите: развития, здоровья, налаживания отношений с маленьким человечком — прогулка очень поможет в этом. Вот вы выходите из дома. Вспомните с ребенком, какая погода была вчера: пасмурная, холодная, дождливая. Пусть он сам скажет. «А какая сегодня?» — спросите у него. Вот уже ребенок учится сопоставлять явления природы. неплохо вместе с ним сделать вывод: «Как же быстро меняется погода!» или «Посмотрим, изменится ли погода до вечера».

Вы вышли в парк или просто во двор дома, где договорились погулять. казалось бы, частое посещение этих знакомых мест не несет ничего нового. Вы ошибаетесь. Весной и осенью природа меняется довольно быстро. Понаблюдайте вместе, как из почек появляются листочки, как пробивается трава, начинают распускаться первоцветы. Сравните, какими были газоны и клумбы еще вчера или неделю назад.

Сравнивайте и наблюдайте вместе с детьми.

А как много дарит окружающий мир для сравнения! «Вон поскакал воробей! Он маленький?» — спрашивает отец и слышит в ответ: «Да». «А пчелка вот на цветке, видишь? Она маленькая?» И снова утвердительное: «Да». Ну а теперь уже вопрос посложнее: «А кто меньше: пчелка или воробей?» Такие незадачливые упражнения учат детей сравнивать, делать выводы, наблюдать. Интересные наблюдения можно организовать по сопоставлению оттенков цветов. Возьмите два листочка разных деревьев и спросите: «Этот листочек зеленый? А этот?» Услышав утвердительный ответ, приступайте к более сложному: «А разве они совсем одинакового цвета?» Ребенок видит, что хоть цвет и зеленый, но оттенки разные. Тогда спросите: «Какой из них светлее, а какой темнее?» Первое время следует помогать детям в нахождении правильного ответа.

Сравнение объектов.

Когда вы увидите, что ребенок уже легко справляется с подобными заданиями с вашей помощью, стоит перейти к более сложным: «Посмотри на наш и соседний дом. Какой из них выше?» Если вы живете в городе, то значение слова «этаж» понятно детям очень рано. Начинайте их учить: «Давай посчитаем, сколько этажей в этом доме?» Вот уже вы начинаете с ребенком считать.

Наблюдение вместе с ребенком.

Очень интересно наблюдать с детьми за облаками. как быстро они движутся? на что они похожи? Понаблюдайте и научите, как определить по облакам погоду: низкие и серые — к дождю, белые, редкие и высокие — к хорошей погоде. Пофантазируйте: куда эти облака летят?

Можно в воспитательных целях понаблюдать и за людьми. Вот сын помогает маме нести сумки с продуктами из магазина. «Это хорошо?» А вот мальчик замахнулся на девочку и отгоняет ее от качелей. «Это хорошо? Почему?» И вот уже ваш ребенок учится делать моральные выводы.

Если ваш малыш все же капризничает, необходимо, например, отвлечь его внимание, направить на какую-то новую, таинственную и еще неизвестную загадку: «Что идет вместе с нами? Оглянись вокруг.» Если ребенок не знает, то обратите его внимание на тень. Пусть он вместе с вами понаблюдает за своей тенью: «Где у нее голова? Руки? Ноги? Она едет в коляске или идет?» Объясните малышу, как тень образуется. Если вы идете вечером, то тоже понаблюдайте за тенью. а в пасмурный день обсудите вопрос: почему сегодня нет тени?

Дети очень любят наблюдать за птицами и животными. Возьмите с собой на прогулку кусочек хлеба, чтобы покормить голубей, а в селе — кур. Когда они подойдут поближе, вы сможете рассмотреть их лучше, обсудить вопросы: есть ли у птичек голова? ноги? руки? А что у них вместо рук? А для чего крылья?

Развитие наблюдательности во время прогулки

В конце прогулки.

Вот прогулка и подходит к концу. Вы уже поговорили, покатались на качелях или поиграли в песочнице, покормили голубей. Пора домой. Ваш малыш обогатился новыми впечатлениями, знаниями, вы почувствовали хороший контакт и радость общения друг с другом. Ребенок здоров, его и ваши нервы спокойны, потому что вы выполнили очень важное условие воспитания: заботились о развитии малыша, а не о собственном времяпрепровождении с телефоном, сигаретой и пустой болтовней.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)