2 квартал 140080 Россия, Московская область, Лыткарино +7 499 390 42 37

Как помочь ребенку с задержкой психического развития?

 

Задержка психического развития у детей проявляется в замедленном развитии психики, отсутствием способности заниматься интеллектуальной деятельностью, ограниченными познаниями, неспособностью зрело мыслить.

Причины задержки психического развития.

Причинами таких задержек являются соматические заболевания, нарушения конституционного развития и работы мозга, поражения центральной нервной системы, вследствие которых ухудшается память, работоспособность, внимание, появляются эмоциональные нарушения, проблемы с речью, письмом, чтением. При этом детей с ЗПР ни в коем случае нельзя считать умственно отсталыми, поскольку при правильной и своевременной коррекции они успешно «догоняют» остальных сверстников.

Нередко ЗПР может быть вызвана и запущенностью ребенка со стороны педагогов и родителей. Если родители остаются безучастными к интересам, потребностям и уровню развития малыша, то темпы его психомоторного развития почти наверняка будут замедлены. Чем раньше такое отставание будет замечено педиатром, детским неврологом, воспитателями или же самими родителями, тем быстрее и эффективнее можно подобрать соответствующие коррекционные меры для реабилитации ребенка. Для того, чтобы выявить ранние симптомы отставания в развитии, необходимо тщательно наблюдать за реакциями малыша на те или иные факторы.

До окончания первого года жизни ребенок должен реагировать на присутствие родителей, их речь. Также существуют нормативные сроки, на протяжение которых ребенок учится сидеть, ходить, ползать и т.д. Тревожным звоночком для родителей и врачей должно стать «откатывание» некоторых навыков ребенка назад. При этом малыш на какое-то время теряет способность делать то, что у него уже отлично получалось раньше. Такой регресс является поводом для тщательного обследования детским врачом, психиатром, невропатологом, психологом.

В более старшем возрасте неумение ребенка общаться и играть со сверстниками, пользоваться вещами и игрушками по назначению, формирование нестандартных предпочтений в играх также может свидетельствовать о нарушении психических процессов. Таким детям бывает очень трудно проявлять усидчивость, целенаправленность, они быстро отвлекаются от любого занятия, не понимают как правильно произвести те или иные действия. Основным видом помощи детям с задержкой психического развития во всем мире является грамотная коррекция, занятия, позволяющие развить или сформировать у ребенка те психические процессы, которые по каким-либо причинам нарушены.

Как помочь ребенку?

Помимо врачей и педагогов, занимающихся реабилитацией ребенка, немаловажную роль в его развитии играет и участие родителей. Прежде всего родители такого ребенка должны избегать двух крайностей: чрезмерной опеки и завышенных требований. Не стоит контролировать каждый шаг ребенка или вообще делать все вместо него, так как это препятствует формированию самоконтроля, ответственности, самостоятельности. Нужно направлять ребенка, подсказывать ему, но не опекать от всего на свете. Не менее негативно действует и излишняя требовательность, не учитывающая особенности развития ребенка. Она, как правило, приводит к перегрузкам, снижению самооценки, перепадам настроения, срывам и даже агрессии.

Для ребенка с ЗПР важно развитие мелкой моторики рук, общение, рассказы взрослых. Чтобы активизировать память и мышление, время от времени стоит переспрашивать ребенка о том, что он усвоил из рассказанного. Начинать нужно с простых рассказов и занятий, постепенно заинтересовывая ребенка, стараясь, чтобы занятия проходили в непринужденной игровой форме, не были утомительными для ребенка. Успешное выполнение заданий должно поощряться. Для разрабатывания мелкой моторики рук рекомендуется лепка из пластилина, мозаика, пазлы, игрушки-шнуровки, конструкторы, пальчиковые игры, рисование. Зрительное внимание развивается с помощью палочек, кубиков, геометрических фигур, предметов разных цветов и форм, вовлеченных в игру. Занятия должны проводиться систематически наряду с посещением специалистов, а, при необходимости, и специальных групп для детей с такими проблемами. Своевременная диагностика и реабилитация помогут ребенку и сделают возможным его дальнейшее обучение в обычном общеобразовательном учебном заведении.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(2 голоса, в среднем: 5 из 5)