2 квартал 140080 Россия, Московская область, Лыткарино +7 499 390 42 37

Психология игры: что творится в душе ребенка?

 

«Мы хорошо познакомились бы с душою взрослого человека, если бы могли заглянуть в нее свободно, но в деятельности и словах взрослого нам приходится только угадывать его душу, и мы часто ошибаемся, тогда как дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь»

К.Д. Ушинский

Психология игры для ребенка.

Естественной средой развития для ребенка является игра. В ней закладывается потенциал ребенка, формируется активность, воля и эмоции. Игра открывает новый неизведанный мир, выходит за пределы обыденности, именно здесь отражаются семейные отношения, повторяются ритуалы, проигрываются мифы, сказки, выдумывают собственные сценарии, перипетии и повороты судьбы героев.

Психология игры для ребенка

Волнующие малыша ситуации и отношения, находят выход в процессе игры, поэтому наблюдая за ней, родители смогут понять недосказанные слова, чувства и переживания своего крохи.

В настоящее время можно потеряться в разнообразии игрушек, реклама предлагает большой ассортимент миниатюрных домов, машин — уменьшенные атрибуты взрослой жизни, но с чем бы ни играл ваш ребенок, смысл игры остается неизменным. Она позволяет ребенку самостоятельно решать сложные вопросы (к которым, как правило, ребенок не допускается), делать выбор в пользу того либо иного, принимать ответственность за свои действия.

Предоставляет возможность прочувствовать себя смелым, сильным, благородным, получить опыт защиты слабых, преодоления трудностей, задает образцы нравственности. Отсутствие внешнего контроля и управления позволяет ребенку проявить себя, выпустить агрессию, быть самим собой. Другими словами, именно в игре ребенок наиболее приемлемым для себя способом адаптируется к реальности.

Новый этап развития маленькой личности начинается с момента, когда малыш впервые взял под свое покровительство игрушку. И совсем неважно, кто будет первым: кукла, пупс, плюшевый медведь или ушастый кролик — важно какие манипуляции он с ними выполняет.

Условно можно выделить следующие этапы взросления в процессе игры:

1. Этап самых элементарных бытовых манипуляций (от года до двух лет).

На этом этапе ребенок способен выполнять простые манипуляции с предметами, основная цель которых исследование и знакомство с реальностью. Малыш знакомится с физическими свойствами объектов, их геометрическими формами. Позже подражая взрослым, он убаюкивает пупсов, кормит и купает их, приводит в порядок и т.д. Ребенок, имитирует поведение родителей, выполняя все те же действия, что делают его родители с ним. Замечено, чем больше познает малыш окружающий мир, лучше узнает себя, тем более детализированной становится игра с игрушкой. На первом месте в игре отводится чувствам и отношениям ребенка, предметы служат лишь способом познания, именно поэтому он может с легкость сломать, разобрать игрушку, повинуясь своему исследовательскому интересу, не придавая этому большого значения.

2. Этап «разыгрывание ситуаций» (от трех лет).

На данном этапе происходит разыгрывание сценариев, ребенок выступает режиссером событий, творцом своего маленького мира. В этот момент активно развивается воображение и мышление малыша. Он не просто копирует увиденное поведение взрослых, но и придумывает целые истории, сюжетные линии: говорит за игрушку, проговаривает ее действия, примеряя на себе ее роль.

Например, плюшевый медвежонок уже может отказываться от еды, капризничать, смеяться, баловаться. Ребенок его уговаривает, наказывает, хвалит. Повторяя типичные действия, высказывания людей (как правило, родителей) ребенок проникает в их внутренний мир, эмоционально подстраивается, а дальше фантазия позволяет сформировать внутреннюю позицию, понять внутренний смысл происходящего.

3. Этап становления сюжетно-ролевой игры (от 4 до 6 лет).

Родители и воспитатели открывают ребенку потрясающий мир быть кем-то, принять на себя иную роль. Понимание мира происходит через игру, где можно моделировать и экспериментировать, поэтому для игры необходимы сверстники, так как она приобретает социальный контекст.

Игра в представлении детей

В этот период дети начинают играть в докторов, магазин, школу, такси, словом учатся взаимодействовать с окружающими, формируя свой стиль общения и поведения. Пяти-шестилетний ребенок ставит себя на место других, осваивает все тонкости равноправного общения, разрешения конфликтов и понимания поступков людей. Отличным подарком для ребенка в данном возрасте станет живая раскраска.

В процессе игры развивается внимание, воля, ребенок уже не подражает взрослым, он стремится к самостоятельности, проявляет инициативу, способен выполнять неприятные для него действия, появляется ответственность. Кроха переходит от импульсивности к действию по образцу поведения другого человека, играет согласно установленным правилам.

Что такое игра для более взрослого ребенка?

По мере взросления ребенка взрослеют и игрушки. Постепенно к концу младшего школьного возраста (около 7-9 лет) у ребенка формируется четкий образ человека, эстетические пристрастия, проверяя в игре моральные нормы, ребенок наблюдает следствия, к которым они ведут, внутренне усваивая и принимая их.

Несмотря на то, что еще игра присутствует в жизни ребенка, однако ее качественное содержание существенно изменяется: ребенок больше не наделяет свою игрушку человеческими качествами, эмоции становятся спокойнее и в скором времени игрушка отойдет на второй план.

Игра позволяет малышу увидеть себя со стороны, лучше понять окружающих людей, создает психологически и эмоционально комфортную обстановку. Спокойные интересные игры способствуют снятию эмоционального возбуждения, обладают успокаивающим эффектом на ребенка, а игры с правилами способствуют развитию эмоциональной устойчивости, умению выигрывать и проигрывать.
Для родителей же игра позволит лучше узнать свою кроху, окунуться в его внутренний мир.

Так, например, игра «дочки-матери» является моделью семейных взаимоотношений, наблюдая за которой можно получить полезную информацию о восприятие семьи, применяемых требований и запретов ребенком, его эмоциональном комфорте. В данной игре ребенок может исполнять две социальных роли – роль матери, что важно для анализа взаимоотношений с вами, как с родителем, и роль дочери, анализ самоощущения малыша. В роли куклы малыш озвучивает свои желания («Не хочу в садик!»), страхи («Боюсь собак»), обиды и эмоции («Ты же обещала со мной поиграть!»).

Для анализа игры требуется малое – ваше внимание и время. Важно, не воссоздавать сценарий игры искусственно, а отдать предпочтение естественной игре ребенка, где он (она) будет проигрывать какую-то ситуацию либо событие. Вам останется только наблюдать за происходящим и анализировать увиденное.

Важные моменты.

Следует обратить внимание на следующие моменты:

Кого из членов семьи копирует ваш ребенок? Какие черты и манеры присущи ему в данный момент? Как ведет родитель по отношению к ребенку, что подлежит запретам, что разрешается? Как хвалят либо ругают, какие слова, действия при этом используются? Какое эмоциональное состояние при этом демонстрирует? В целом как обращаются с ребенком? С кем из членов семьи контактирует либо нет?

Все проигранное ребенком будет являться зеркальным отображением вашей семьи, конечно, следует учитывать тот факт, что очень часто реальность искажается, порой даже дофантазируется малышом приобретая желаемый оттенок, но основные маркеры будут бросаться в глаза, отображая имеющиеся тенденции.

Игра – это не просто кладезь полезной и уникальной информации, с помощью которой можно отследить эмоциональное состояние ребенка, его переживания, но и средство, с помощью которого можно его откорректировать. Для этого вам необходимо включиться в игру и исполнить роль ребенка. Демонстрируя поведение вашего малыша, отображая ситуацию необходимую откорректировать и предоставляя возможность крохе побыть на вашем месте, вы позволяете ему прочувствовать ваши переживания, лучше вас понять.

С другой стороны, в процессе игры сам ребенок может предоставить вам ключ к разгадке своего поведения, неосознанно отобразив свои пожелания, что он ждет от вас, какие действия и слова хочет услышать и увидеть.

Не жалейте времени на детские игры с ребенком, наблюдайте, анализируйте и выстраивайте гармоничные отношения с ним.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)